21.05.2021
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?
«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.
Что должен знать и
уметь ребенок, идущий в первый класс школы?
Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует
действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо
обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего
мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.
Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?
Общий кругозор
7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
·
свое имя, фамилию и отчество;
·
свой возраст и дату рождения;
·
фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
·
имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
·
свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и
номер домашнего телефона (если есть);
·
страну, в которой живет, и ее столицу;
·
основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
·
основные цвета и их оттенки;
·
части тела человека;
·
предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
·
профессии, виды спорта;
·
виды наземного, водного, воздушного транспорта;
·
известные русские народные сказки;
·
великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И.,
Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в
общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с
родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к
школьному возрасту наверняка имеются.
Развитие речи (русский язык, подготовка
к освоению грамоты)
Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой
– т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:
·
четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
·
выделять определенный звук в слове интонацией;
·
определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце
слова);
·
определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом»,
«сани», «кошка»);
·
произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
·
называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить
только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
·
различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и
мужской род;
·
знать разницу между гласными и согласными звуками;
·
называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это
посуда);
·
отвечать на вопросы и уметь их задавать;
·
составлять рассказ по картинке;
·
последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку)
или только что прослушанный рассказ;
·
понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным
значению заданного слова;
·
сказать несколько предложений о заданном предмете;
·
составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
·
различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
·
заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
·
отгадывать загадки.
Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать
прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли,
анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать
на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали
и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что
было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в
антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно,
отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.);
«угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и
многие другие.
Моторика, подготовка руки к письму
Будущий первоклассник должен уметь:
·
правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
·
складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по
образцу;
·
рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
·
закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
·
проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
·
писать по образцу печатные буквы;
·
аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или
геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы,
вырезать фигуры по контуру);
·
лепить из пластилина и глины;
·
клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые
творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и
качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием,
собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по
развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.
Должен ли первоклассник уметь читать?
Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют
Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка
читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и
учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во
времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если
будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего
страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и
сделает это профессионально.
В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение
ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по
тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных.
Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она
встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или
звуки.
Окружающий мир
Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем
мире. Ребенку необходимо:
·
различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных,
знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
·
называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему
виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
·
знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их
особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и
т.п.);
·
знать названия 2-3 комнатных растений;
·
знать названия овощей, фруктов, ягод;
·
иметь представление о различных природных явлениях;
·
называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена
года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются
почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о
временах года.
Что еще должен уметь
будущий первоклассник?
Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но
во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации
к школьной и общественной жизни в целом.
Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:
1. Понимать и точно
выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
2. Действовать по
образцу.
3. Действовать в заданном
темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5
минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат –
кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор
уже сам).
4. Видеть
причинно-следственные связи между явлениями.
5. Внимательно, не отвлекаясь,
слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
6. Запоминать и называть
по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
7. Сохранять правильную
осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
8. Выполнять основные
физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые
спортивные игры.
9. Без стеснения
находиться в коллективе детей и взрослых.
10. Уметь вежливо общаться
с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»),
прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и
благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
11. Мальчику – пропускать
девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке –
правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за
косички, толкают, отбирают вещи).
12. Разговаривать
спокойно, без крика и лишних эмоций.
13. Следить за
аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку
необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть
руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться,
чистить зубы, пользоваться носовым платком.
14. Ориентироваться во
времени.
15. При необходимости
обращаться за медицинской помощью.
Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но
на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный
уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо
понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных
занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность
ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и
«натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех
своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!